Экологическое воспитание дошкольников

 «Логика природы есть всякая доступная для детей логика – наглядная и неопровержимая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в области уже приобретённых, подводить изученные виды под один ряд. Всякое физическое явление есть также превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребёнок наглядно  и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели назначения, выводы и умозаключения».

К.Д.Ушинский

 Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление де­тей с природой, в основу которого положен экологический подход». (Ни­колаева С. И. Методика экологического воспитания дошкольников). Основным содержанием экологического воспитания является фор­мирование осознанно-правильного отношения к природе.экологияОсознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных жи­вых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зави­симостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ.

Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечива­ют ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, со­стоянии растений, правильную их оценку.экология2

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут пыполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе I юнимания ситуации и знания потребностей живого существа или вклю­читься в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые мо-I ут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности.экология3

Такое отношение может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разно­образием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию расте­ний и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный I юриод в ребенка может быть заложено первоначальное понимание не­которых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и, по мере возможности, восстанавливающий её богатства.

 В.С.Варивода « Экологическое воспитание дошкольников»

Капитошка ясли-сад №41

Наверх