Воспитание ребенка-левши

Особенности леворуких детей и их учет в процессе воспитания и подготовки  к успешному обучению в школе

Самое главное в воспитании ребенка-левши – это отказ от переучивания, т. к. последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга, что может привести к возникновению у леворуких детей неврозов. К наиболее часто встречающимся проявлением можно отнести: нарушение сна, головные боли укачивание в транспорте, нарушение аппетита, страхи, заикание, беспокойство, повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам, неусидчивость и т.д.

          Вместе с тем отказ от смены ведущей руки должен сочетаться с работой по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей обеих рук. Такие занятия по развитию моторики и зрительно-моторной координации должны быть ежедневными и занимать 15-20 минут.

При воспитании левши необходимо учитывать особенности его настроения. Родителям следует построить общение с ребенком так, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Задача взрослого – развить в ребенке чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

Довольно часто леворукие дети, несмотря на проводимую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки браслетом, часами или чем-либо другим.

У левшей-дошкольников по сравнению со сверстниками правшами задерживается формирование пространственно-временных отношений. Так значительная часть рисунков левшей отличается зеркальностью. Здесь может использоваться мозаика — при соблюдении правила – начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.

Так же предлагается складывать кубики, от левого верхнего угла к верхнему правому, каждый раз опускаясь на один ряд. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которое основано на ряде и чередовании элементов, возможно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности.

Полезно предложить леворукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правостороннее направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается порядок. Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении «зеркального» написания букв следует сразу же корректировать эти ошибки, обращая на них внимание ребенка.

При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку.

Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить ему время для отдыха и сменить деятельность на более активную.

Капитошка ясли-сад №41

Наверх